Законодательство в сфере образования на сегодня

24.02.2014

Законодательство в сфере образования на сегодня

Разнообразные нормативно-правовые регуляторы, разработанные с целью улучшить законодательство в сфере образования, включают многочисленные подзаконные акты, которые по своей специфике представляют собой автономную законодательную отрасль.

Особенности российского правового регулирования

В основе данной законодательной системы лежит правовая реализация возможности человека получить образование, а также вытекающих из этого права, отношений. Закон об образовании, а также система федерального законодательства не раскрывает всех правовых норм в этой области, поэтому функцию конкретизации условий и форм реализации права на образование выполняют соответствующие подзаконные акты. Что касается регионального уровня, то и здесь подзаконные акты в значительной степени превосходят законодательные нормы.

Законодательство в сфере образования на сегодня

Следует отметить, что специфика устройства системы правового регулирования отрасли образования, практически по всей России заключается в реализации основных направлений именно с помощью подзаконных актов. Прежде всего, это говорит о несовершенстве действующего законодательства, и единственным способом восполнить законодательные упущения, является разработка правовых актов, которые будут учитывать местную специфику регионов.

Система регионального и федерального законодательства представляет собой подзаконное нормотворчество, которое в существенной степени стало альтернативой законотворчеству. Однако, такой порядок формирования правовых основ вызывает много противоречий, а также делает законодательство в сфере образования очень сложным, а в ряде случаев — нерациональным, и провоцирует различные юридические споры и двузначное толкование, что, так или иначе, негативно отражается на главной концепции законности.

Отдельного внимания заслуживают нормы, которые выражают ряд вопросов с формальной точки зрения, что, в свою очередь, затрудняет применение отдельных правообразующих основ. С одной стороны нет, каких либо препятствий в получении образования, но при этом, новое в Законе об образовании не улучшает условия реализации конституционных основ содержащихся в ст. 43, а в отдельных ситуациях усугубляет существующие проблемы.

Пути улучшения системы образования

Законодательство в сфере образования на сегодняМногочисленные законодательные, а также подзаконные акты, регулирующие правовые отношения в сфере образования, на сегодняшний день требуют немедленного вмешательства, а именно коррекции неработающих норм. Главным направлением этой работы является концентрация внимания на улучшении законодательных актов, их совершенствовании, которое позволило бы увеличить их роль, а также удельный вес на фоне подзаконных актов. Кроме этого, необходимо сделать следующее:

  • ликвидировать пробелы и двузначность в законодательстве;
  • повысить уровень регулирования правовых отношений с регионального до общегосударственного;
  • минимизировать ведомственное нормотворчество.

Таким образом, исследования проблематики связанной с действующим законодательным полем в области образования, подталкивают к соответствующим выводам, и показывают, что необходимо разработать единый законодательный акт, который будет представлять собой главный автономный документ, полноценно регулирующий общественные отношения, а также раскрывающий сущность права. Среди возможных вариантов таким документом может быть, например, Кодекс РФ об образовании. Ключ решения сложившейся правовой разбалансированности находится в радикальном изменении принципов формирования законодательных основ и закреплении позитивных результатов. Интеграция всех норм в одном акте позволит реализовать систему отношений в этой сфере на более качественно высоком уровне, и сделает её более прозрачной и доступной для каждого.

Видео: Законодательство в сфере образования на сегодня