Второе высшее образование дистанционно

14.09.2021

Второе высшее образование дистанционноНаличие высшего образования в нашей стране по-прежнему считается не только доказательством профессионализма в той или иной области, но и показателем особых личностных качеств: умение быстро искать нужную информацию и обрабатывать её, навык общаться и договариваться, широкий кругозор… И, конечно, не будем забывать о знаменитой студенческой смекалке и находчивости. Как без них жить в общежитии или сдавать экзамены, не успев подготовить все билеты? Эта закалка, по признанию многих выпускников, оказывается ценной и в дальнейшей жизни. С такой точки зрения, получить высшее образование (пройти обряд посвящения, так сказать) важно, и желательно сделать это в юности. Но чем же мотивировано стремление людей получить второе высшее? Прожить шальные студенческие годы снова получится уже вряд ли. Всё-таки к этому времени люди, как правило, уже заняты работой, семьёй, творчеством или другими делами, что не позволяет предаться учёбе всецело.

Причин, по которым люди идут за университетскую парту во второй раз, можно выделить две. Первая причина связана со стремлением человека изменить свою жизнь через смену сферы деятельности, профессии, места работы, социального статуса уровня доходов. Это работающая схема, особенно если новая желаемая профессия требует глубоких знаний и специфических компетенций — в ином случае бывает достаточно курсов переквалификации. Вторая причина не связана с личными кризисами или желанием перемен, она про осознанное планирование своей карьеры, когда второе высшее образование является продолжением первого. И эта тенденция в последнее время только крепнет. По данным исследования НИУ ВШЭ, количество студентов, собирающихся получить второе высшее образование, растёт. А согласно исследованиям Росстата, 70% женщин и 66,6% мужчин поступают в ВУЗ во второй раз в возрасте до 30-ти лет, в 31 – 40 лет — около 20% людей, а старше 40 — около 6%.

Всё дело в том, что на рынке труда сегодня всё больше ценятся универсальные специалисты. Иллюстрирует эту ситуацию тот факт, что нередко в требованиях на должность наличие двух высших образований указывают сами работодатели. И хотя многие из них не всегда понимают, зачем им такие сотрудники, это не просто мода — это требование времени. Во-первых, при сегодняшней тяге к индивидуализму, несмотря на ценность умения работать в команде, востребованы те, кто способен решать сложные многообразные задачи. А для этого часто необходимо обладать знаниями в разных областях. Скажем, архитектору сегодня будут не лишними знать IT, чтобы суметь представить свой проект на электронных чертежах. А учителям, например, приходится иметь дело и с собственным предметом, и со знанием возрастной детской психологии, и с теми же IT при создании мультимедийных уроков.

Во-вторых, специализации смежных или совершенно разных сфер способны взаимно обогащать друг друга. Этот процесс сегодня называют популярным термином синергия. Синергию часто представляют формулой «1+1=3». По этой формуле видно, что результат от совместного действия разных факторов выше, чем эти факторы могли бы дать, действуя по отдельности (1 и 1) или в сумме (1+1=2). По такой логике лучше привлечь к работе одного сотрудника-универсала и платить ему больше, чем нанять двух или больше людей, которые умеют что-то одно. Наличие такого специалиста в компании экономит работодателю время: если с командой профессионалов нужно регулярно проводить совещания, то в данном случае эти «совещания» проходят у человека в голове, остаётся достичь с ним взаимопонимания. Плюс он лучше ориентируется в различных вопросах компании, более эффективен, и, главное, широкий кругозор помогает ему выдавать новаторские прорывные идеи.

В некотором смысле синергия в образовании сегодня стала не столько прерогативой «для избранных», сколько требованием времени. Пользоваться знаниями, полученными в юности, на протяжении всей жизни и карьеры уже не выйдет. С развитием технологий всё больше специалистов заменяется роботами, профессии быстро устаревают и исчезают, на их смену приходят новые. Если даже бегло взглянуть на «Атлас новых профессий», можно увидеть, что практически все профессии будущего междисциплинарны: IT-медик, проектировщик инфраструктуры «умного дома», медиаполицейский, тьютор, дизайнер интерфейсов и т.д. Действительно современные и нужные обществу вещи создают сегодня люди, которые владеют знаниями из разных областей. Не будем далеко ходить и вспомним Марка Цукерберга, который создал социальную сеть Facebook, соединив навыки программирования со знаниями в области психологии.

Спрос на универсальных специалистов будет только расти, а это значит, что появившаяся недавно концепция непрерывного обучения (lifelong learning) станет нормой. Поэтому сегодня появляется так много вариантов дополнительного обучения: курсы, тренинги, мастер-классы, онлайн-платформы. Образование становится доступнее, получать его оказывается быстрее и проще, чем раньше. А вот в случае со вторым высшим образованием — для тех, кто занят работой и не готов каждый день ходить на лекции в университет, существуют варианты удалённого обучения. Помимо «заочки», которая известна всем, есть и дистанционное образование. Всё больше ВУЗов внедряют её в свою практику, и всё больше абитуриентов её предпочитают. Суть «дистанционки» заключается в том, что весь учебный процесс: лекции, семинары, выполнение заданий, сдача сессии и даже защита дипломной работы — осуществляется через Интернет. Студент получает доступ к личному кабинету 24/7, а значит волен учиться в любое удобное время и в любом месте. Обучение при этом обходится дешевле, поступить можно в университет другого города, а по его окончании диплом выдаётся государственного образца, ничем не отличающийся от того, что выдаётся «заочникам».

Так что, если вы задумываетесь над своей карьерой, получить второе высшее, возможно, стоит. Так можно сменить сферу деятельности и, если суметь свои знания интегрировать нужным образом, достичь более высокой заработной платы. Кроме того, конкурентоспособность на рынке труда сегодня в значительной степени зависит от того, насколько ваши знания и навыки универсальны. Запустив синергетический эффект в своё образование и развитие, вы повысите свою ценность как специалиста, будете увереннее себя чувствовать в современном нестабильном мире.