Задачи и предмет психологии как науки

01.10.2014

Задачи и предмет психологии как науки

В давние времена предмет психологии как науки трактовался исследователями человеческих отношений довольно разнопланово. Психология изучала поведенческие и психические свойства сознания человека. До восемнадцатого века предметом изучения психологов служила человеческая душа.

Развитие зарубежной психологии

Задачи и предмет психологии как науки

Родоначальниками английской касты психологов – Миллем, Спенсером, Гартли, изучались различные явления сознания. Основатель структурализма Вундт находил предмет для изучения в опыте индивидуума. Функционалисты тщательно исследовали акты сознания. В это же время психология, как наука, насчитывает несколько течений:

  • бихевиоризм – главное внимание ученых сосредотачивалось на поведении человека (Дж. Уотсон);
  • психоанализ – обращается к бессознательным реакциям подсознания (З. Фрейд);
  • гештальт — психология — изучает процессы восприятия и результаты обработки информации, как целые формы. (Макс Вертгеймер);
  • гуманистическая психология – рассматривает человеческую личность и межличностные отношения (Маслоу, Франкл, Роджерс, Мэй).

Развитие отечественной психологии

На заре девятнадцатого века начинает развиваться психофизиология, родоначальником которой считают И.М. Сеченова. Приверженцы данного течения понимают предмет психологии как науки в изучении происхождения типов психической деятельности людей. В 1866 году Сеченов закончил работу по доказательству рефлекторной природы бессознательной деятельности человека и выдвинул предположение о взаимосвязи психических явлений и физиологических процессов организма человека. При жизни ученого цензурой запрещалась публикация основного вывода данной работы: только человеку присущи всепрощение, любовь и снисхождение к ближнему.

Большой вклад в развитие теории внес П.Я. Гальперин. Его исследования и труды завоевали мировое признание. Его заслуга в оригинальном понимании предмета, изучении особенностей психики человека. Вот некоторые известные теории:

  • теория поэтапного формирования умственных реакций;
  • теория сознания;
  • теория внимания.

Гальперин создал учение об основных закономерностях развития психики человека, формировании образов, понятий, действий как элементов психической деятельности.

В результате дальнейшего развития предмет психологической науки получил новую трактовку: это психические процессы, связанные с ними реакции, свойства, состояния людей и закономерности психического поведения в социуме. Ведущая роль принадлежала изучению зародыша сознания, его развитию, влиянию на поведение человека и его деятельность.

Современные течения

«На сегодняшний момент известными учеными-психологами разработано несколько направлений развития психологии, как науки. Рассмотрим три ведущих направления.»

Ананьев Борис Герасимович позиционирует психологию, как основную науку в изучении человека. Ананьев выделил четыре основных вопроса:

  • изучение человека, как биологический вид;
  • онтогенез и жизненный путь индивидуума;
  • человек, как личность;
  • проблемы современного человечества.

Ганзен Владимир Александрович выделил в изучении психологии следующие ветки: общая психология, психология развития, психофизиология, социальная психология, генетическая психология, психология различий и пр. На протяжении многолетних поисков научно сформулировал существование человека в мире четырех характеристик: пространства, времени, энергии и информации.

Платонов Константин Константинович разделил науку на две соподчиненные категории: общепсихологическую (сознание, личность ,психические явления, развитие психики и пр. ) и частную, которые находятся в постоянном взаимодействии. Занимался изучением проблемы личности с точки зрения структурно-генетического подхода, исследованием взаимодействия компонентов развития личности. Разделил психологию на категории согласно профессиональной ориентации: космическую, авиационную, спортивную и т.д.