Что такое федеральный государственный стандарт дошкольного образования

02.10.2014

Что такое федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Все дошкольные учреждения страны до того, как появился федеральный государственный стандарт дошкольного образования, работали по ГОСТу — по единой и единственной программе стандартного воспитания детей. Каждый педагог четко знал, как, чему, в каком объеме обучать ребенка, какие именно умения и навыки ему нужно иметь и в каком именно возрасте.

Начало перемен в образовании

Только к 2000 г. педагогам «дали вольную» – разрешили учить по разным программам, но при этом требовалось специальное разрешение (сертификация), чтобы ими пользоваться. Разнообразие программ вызвало растерянность в рядах педагогов, привыкших к четкой формулировке задач. «Временные требования» к программам образования дошкольников, которые призваны были упорядочить наплыв новинок в деле обучения малышей, действовали до 2009 г.

В нынешние времена, когда есть проблема нехватки образовательных учреждений в стране, создаются дошкольные учреждения самые разные:

  • муниципальные и частные курсы подготовки для поступления в школу,
  • центры детского развития,
  • семейные садики для детей.

Несмотря на разноликость названий и форм собственности, цель у них одна: обеспечивать развитие ребят, идущих в школу.

Добиться для всех без исключения детей возможностей равных и, что не менее актуально, качественной подготовки к школе можно, разработав общие правила и требования к этому процессу. Нужны ГОСТы и стандарты, которые, взятые за основу, помогут учреждениям разработать свои программы образования дошкольников. 16 марта 2010 г. появились четко сформулированные Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре программ, по которым будут учиться малыши.

Согласно такому документу, как программа дошкольного образования по фгос 80 % от всего времени присутствия в учреждении дети трудятся над основной программой, а 20 % отдается воспитателю на воплощение собственных разработок — тех, которые в приоритете именно этого учреждения. Этот ГОСТ и нормирует, что должны знать и уметь дети, когда в школу идти уже будет пора. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования смещает акцент с уровня знаний вообще на уровень общечеловеческой воспитанности и развитости ребенка. Таким образом, ГОСТ сегодня в системе образования дошколят – это базис общих норм физического и психического развития малыша. И он не может быть изменен, ведь дети развиваются так, как и всегда – в темпе, заложенном природой.

Результаты нового видения образовательных процессов

Что такое федеральный государственный стандарт дошкольного образования

За годы, что прошли после обнародования федерального государственного стандарта дошкольного образования изменилась сама суть взаимодействия с детьми. Во-первых, школьная (урочная) система устранена — знания передаются на свободных занятиях, причем в приоритете формы добровольного объединения детей.

Это могут быть беседы и чтения, обсуждения и разработки проектов, игры и несложный труд, исследование или эксперимент. Во-вторых, образование и привитие навыков реализуется не по конкретным дисциплинам, а по четырем главным направлениям. Они в равных долях представлены в программе: физическое развитие, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое. И если современный педагог теперь поинтересуется, что же такое ГОСТ в дошкольном образовании, то ему нужно будет познакомиться с одиннадцатью областями знаний, которые осваивает малыш в детском саду, и к тому же узнать, что делать это педагог обязан интегрировано, интерактивно, занимательно и познавательно.

«Интеграция областей знаний может сочетаться по-разному, к примеру, так: Здоровье» плюс «Физическая культура» плюс «Безопасность». Индивидуальные (личностные) качества детей могут развиваться в структуре «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».»

Чтобы хорошо осознать, что такое основная общеобразовательная программа дошкольного образования, педагогам дошкольных учреждений надо быть в курсе основных нововведений в дошкольном образовании. Это позволит вести педагогическую работу с детьми качественно, быть компетентным, а значит, востребованным специалистом. Эти профессиональные составляющие педагога оценивает система аттестации, которую проходят все без исключения педагогические работники.