Филиал в г. Анапа
Профессионализм. Ответственность.
Престиж.
Филиал в г. Анапа
Профессионализм. Ответственность.
Престиж.
+7 (86133) 3-28-20
Федякиной Лидии Васильевны
02.10.2014
Все дошкольные учреждения страны до того, как появился федеральный государственный стандарт дошкольного образования, работали по ГОСТу — по единой и единственной программе стандартного воспитания детей. Каждый педагог четко знал, как, чему, в каком объеме обучать ребенка, какие именно умения и навыки ему нужно иметь и в каком именно возрасте.
Только к 2000 г. педагогам «дали вольную» – разрешили учить по разным программам, но при этом требовалось специальное разрешение (сертификация), чтобы ими пользоваться. Разнообразие программ вызвало растерянность в рядах педагогов, привыкших к четкой формулировке задач. «Временные требования» к программам образования дошкольников, которые призваны были упорядочить наплыв новинок в деле обучения малышей, действовали до 2009 г.
В нынешние времена, когда есть проблема нехватки образовательных учреждений в стране, создаются дошкольные учреждения самые разные:
Несмотря на разноликость названий и форм собственности, цель у них одна: обеспечивать развитие ребят, идущих в школу.
Добиться для всех без исключения детей возможностей равных и, что не менее актуально, качественной подготовки к школе можно, разработав общие правила и требования к этому процессу. Нужны ГОСТы и стандарты, которые, взятые за основу, помогут учреждениям разработать свои программы образования дошкольников. 16 марта 2010 г. появились четко сформулированные Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре программ, по которым будут учиться малыши.
Согласно такому документу, как программа дошкольного образования по фгос 80 % от всего времени присутствия в учреждении дети трудятся над основной программой, а 20 % отдается воспитателю на воплощение собственных разработок — тех, которые в приоритете именно этого учреждения. Этот ГОСТ и нормирует, что должны знать и уметь дети, когда в школу идти уже будет пора. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования смещает акцент с уровня знаний вообще на уровень общечеловеческой воспитанности и развитости ребенка. Таким образом, ГОСТ сегодня в системе образования дошколят – это базис общих норм физического и психического развития малыша. И он не может быть изменен, ведь дети развиваются так, как и всегда – в темпе, заложенном природой.
За годы, что прошли после обнародования федерального государственного стандарта дошкольного образования изменилась сама суть взаимодействия с детьми. Во-первых, школьная (урочная) система устранена — знания передаются на свободных занятиях, причем в приоритете формы добровольного объединения детей.
Это могут быть беседы и чтения, обсуждения и разработки проектов, игры и несложный труд, исследование или эксперимент. Во-вторых, образование и привитие навыков реализуется не по конкретным дисциплинам, а по четырем главным направлениям. Они в равных долях представлены в программе: физическое развитие, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое. И если современный педагог теперь поинтересуется, что же такое ГОСТ в дошкольном образовании, то ему нужно будет познакомиться с одиннадцатью областями знаний, которые осваивает малыш в детском саду, и к тому же узнать, что делать это педагог обязан интегрировано, интерактивно, занимательно и познавательно.
«Интеграция областей знаний может сочетаться по-разному, к примеру, так: Здоровье» плюс «Физическая культура» плюс «Безопасность». Индивидуальные (личностные) качества детей могут развиваться в структуре «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».»
Чтобы хорошо осознать, что такое основная общеобразовательная программа дошкольного образования, педагогам дошкольных учреждений надо быть в курсе основных нововведений в дошкольном образовании. Это позволит вести педагогическую работу с детьми качественно, быть компетентным, а значит, востребованным специалистом. Эти профессиональные составляющие педагога оценивает система аттестации, которую проходят все без исключения педагогические работники.