Квалификационные характеристики должностей работников образования и их особенности

01.10.2014

Квалификационные характеристики должностей работников образования и их особенности

Аттестация педагогических кадров в России проводится по нескольким главным принципам: коллегиальности, гласности и открытости. Всеми признано, что только эти принципы гарантируют объективность и беспристрастность оценки в оплате труда педагогов, а значит и справедливое отношение государства к работникам сферы образования. С развитием педагогической науки в аттестацию педагогов стали вводиться и некоторые другие принципы, призванные учитывать разработанные в последнее время Правительством РФ Единые квалификационные характеристики должностей работников образования, а также результаты и качество их труда. В связи с новыми требованиями, предъявляемыми к педагогам, они могут проходить процедуру аттестации в обязательном и добровольном порядке.

Виды аттестации педагогов

Квалификационные характеристики должностей работников образования и их особенности

Обязательная аттестация: все работники образования обязаны каждые 5 лет проходить аттестацию и подтверждать соответствие профессиональным требованиям на специальной аттестационной комиссии.

Добровольная аттестация: её можно будет добровольно пройти не только для подтверждения, но и для повышения существующего уровня квалификации и получения соответствующей квалификационной категории педагогического работника.

Существует так называемый квалификационный справочник должностей работников образования, предусматривающий лишь две категории для педагогов: первая и высшая, и подтверждаются они региональной аттестационной комиссией каждые 5 лет.

Задачи аттестации педагогических работников

  1. Через её прохождение педагогические работники должны будут повысить свой уровень квалификации и общую методологическую культуру труда.
  2. Аттестация должна обеспечить внедрение в практику работы новейших образовательных методик и педагогических технологий.
  3. Она призвана стимулировать повышение качества и результативности работы педагогов.
  4. Аттестация должна гарантировать справедливое дифференцирование в оплате труда работников образования.

Кто не обязан проходить аттестацию

  1. Если педагогический стаж работника меньше дух лет, он не обязан проходить эту процедуру.
  2. Женщины-педагоги «в положении», а также находящиеся в декретном отпуске по родам.
  3. Женщины-педагоги, получившие отпуск для ухода за ребёнком, не достигшим возраста 3 года.

Для последних двух категорий работников аттестация будет обязанностью только по истечении 2-х лет после выхода на работу.

Порядок прохождения аттестации педагогов

В состав региональной аттестационной комиссии должны входить:

  • председатель,
  • его заместитель,
  • несколько членов, работающих в местных исполнительных органах, специалистов крупных производственных предприятий и научных центров, преподавателей ВУЗов и т.п.

«Формирование состава комиссии дело довольно ответственное и должно быть проведено так, чтобы исключить возможность всяких конфликтов, и чтобы на её решения не могло быть никакого давления со стороны.»

Решение комиссии должно учитывать существующие квалификационные характеристики должностей работников образования, быть принятым в соответствии с ними, без присутствия аттестуемого, открытым голосованием, простым большинством голосов её членов. Если педагог не сможет пройти процедуру аттестации, то он должен будет поступить на курсы повышения своей квалификации или просто уволиться. Первая категория присваивается тем педагогам, которые на своих занятиях пользуются передовыми образовательными методиками и показатели успеваемости их учеников свидетельствуют о достаточно высоком уровне преподавания. Высшая категория присваивается педагогам-новаторам, уже имеющим первую категорию, постоянно совершенствующим методы воспитания и методики обучения, а также использующим к образовательному процессу нетрадиционные подходы.

Таким образом можно сделать вывод, что аттестация работников сферы образования очень ответственный процесс и для того, чтобы труд их приносил всё большую пользу стране, она должна проходить регулярно и на максимально высоком уровне.