Средства обучения и их классификация

27.02.2014

 Средства обучения и их классификация

В дидактике средства обучения и их классификация применяются для обозначения некоего компонента процесса обучения и определения его уникального места в системе таковых. Они являются объектами (материальными или идеальными), используемыми для познавательной деятельности и применения на практике, получения новой информации, формирования и аккумулирования опыта. Без средств обучения не представляется возможным выполнение управленческой и информационной функции преподавателя.

Средства обучения и их классификация

Указанных классификаций существует достаточно много и они достаточно неоднозначны. Разные ученые применяют различные подходы в указанном вопросе. Все множество классификаций отличается по идентифицирующему их признаку.

Классификация средств обучения по основным признакам

Итак, согласно составу объектов средства обучения можно подразделить на:

  • материальные (физически существующие) – например, класс, доска, компьютер, мебель;
  • идеальные (существующие в качестве мысленного выражения) – например, образные представления, знаковые модели.

Можно проклассифицировать средства обучения относительно их происхождения. В таком случае можно выделить средства:

  • естественного происхождения (природный материал, гербарии, химические препараты);
  • искусственного происхождения (книги, схемы, электроприборы).

Относительно материала, из которого произведены носители информации, можно предложить вычленить такие группы средств обучения, как:

  • бумажные (учебник, пособие);
  • лазерные (CD и DVD диски);
  • электронные (программное обеспечение компьютера);
  • магнитооптические (фильмы и видеоролики).

Согласно сложности строения они подразделяются на:

  • простые (те же книги, карты);
  • сложные (компьютерная техника, прочие электроприборы).

Согласно способу использования можно выделить:

  • статические (схемы, картинки, слайды);
  • динамические (видеозаписи).

Существует такой критерий, как уровни содержания образования, в соответствии которым есть возможность выделить такие группы, как средства обучения на уровне:

  • урока (иллюстрированный материал к теме);
  • предмета (учебники, пособия, лабораторное оборудование);
  • общего образовательного процесса (класс, доска, мебель).

Средства обучения могут использоваться разными субъектами образовательного процесса. Согласно указанному признаку их подразделяют на:

  • используемые учителем (к примеру, журнал успеваемости);
  • используемые учеником (например, тетрадь);
  • используемые обоими (к примеру, классная доска).

Характеризует средства обучения и их классификация по признаку того, на какие органы чувств они воздействуют. Таким образом выделяем:

  • аудиальные (магнитофон, плеер);
  • визуальные (книги, картосхемы);
  • аудиовизуальные (компьютерная техника).

Средства обучения и их классификацияИсходя из особенностей их строения можно выделить:

  • двухмерные (схема, карта, например);
  • трехмерные (глобус);
  • виртуальные (мультимедиа презентации).

По отношению к технологическому процессу существует три группы средств обучения:

  • традиционные (бумажные носители, пособия, музейные экспонаты);
  • современные (компьютерные программы, мультимедийные файлы);
  • перспективные (веб-сайты, локальные сети и Интернет).

Функции средств обучения

Под поднятием функций средств обучения подразумевается то, каким образом последние проявляются внешне при использовании их в образовательном процессе с определенной заранее целью. Исходя из указанного понятия, выделяют следующие функции:

  • снижение затрат времени на восприятие той или иной информации в учебном процессе;
  • передача обозначенных процессом обучения знаний от адресанта к адресату;
  • предоставление возможности рассмотреть объект изучения в целом и по составным частям;
  • полное обеспечение деятельности преподавателя и учащихся при их комплексном использовании.

Видео: Средства обучения и их классификация