Какие есть на сегодня формы образования
16.02.2014
В педагогических учебниках и пособиях всегда есть четкое разделение организационной системы во взаимодействии преподавателя с учениками. Такие разделения приняты давно и называются формы образования, с течением многих лет они принимались и утверждались ведущими педагогами страны, а наиболее популярные используются и в настоящее время.
Формы организации обучения, по получению профессии
- Очная форма обучения (дневное отделение, предполагающее, ежедневное обучение, по программе, с выходными и каникулами).
- Заочная форма обучения (обучение студентов происходит по семестрам и длится каждое около месяца).
- Вечерняя форма обучения (обучение каждодневное, но в вечернее время, для тех, кто работает или учится на основном обучении).
- Обучение экстерном (дистанционное обучение, по уровню накопленных и имеющихся у студента знаний).
По форме преподавания:
- индивидуальные занятия;
- коллективные занятия.
Коллективные занятия используются во всех школах и вузах, а индивидуальные применяются при дополнительных занятиях, когда ученика необходимо подтянуть или наоборот подготовить к соревнованиям или открытым урокам.
Множество педагогов предлагали самые разнообразные формы образования, особенно популярными являются классно-урочная система, которую основал Я.А.Коменский. Его учения всегда изучаются при подготовке будущих преподавателей в любом вузе.
Преимущества классно-урочной системы Я.А.Коменского
- Очередность предоставляемых уроков, а также распределение их по дням недели и в течение всего года.
- Не меняющийся состав одного класса в течение всей образовательной деятельности в школе.
- Материалы по предметам четко разделены на несколько лет по программе. Учитывается возраст учащихся при их усвоении.
Недостатки классно-урочной системы Я.А.Коменского
- Нет индивидуального направления в системе, когда ученик отстает, что затрудняет обучение некоторых учащихся, усвоение ими сложного материала в жестко загнанные временные рамки.
- Система образования имеет замкнутую структуру.
Позже классно-урочные системы образования изменялись, и коррективы вносились педагогами реформаторами. Постоянный поиск нового пути для повышения качества знаний и ускорению получения образования давали новые формы, среди которых можно отметить:
- Белланкастерская система появилась в Англии, ее главная идея состояла в том, что ученики помогали друг другу в обучении;
- Мангеймская система, появилась в Европе в 20 годы ХХ века. В определенный класс можно было попасть только благодаря пройденному экзамену.
- Батавия-план организация учебного процесса велась двумя учителями. Один мог работать со всем классом, а второй индивидуально помогал каждому неуспевающему.
Более современные активные формы обучения были предложены американскими педагогами, но и в России их активно использовали:
- Дальтон-план (США) подразумевал закрепление пройденного теоретического материала в лабораториях и мастерских которые были в школах. Но ученики должны были выполнить задания самостоятельно.
- Бригадно-лабораторное обучение в России в 20е годы выглядело как план Трампа:
- проводились лекционные занятия, и они занимали 40% от всей учебы;
- практические занятия по группам – 20% времени;
- самостоятельная работа учеников по заданиям в кабинете – 40% времени.
В эти годы появилась первая система образования, когда сначала проводились лекции, а затем закреплялись проверкой в виде семинарских заданий.
Формы обучения в школе были подразделены
- Школьные (уроки, факультатив, контрольные работы, экзамены).
- Внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, дистанционное обучение).
В последние годы старые методы обучения дополнились новыми формами, такие как интерактивные формы обучения, они позволяют получать знания с помощью компьютерных устройств. Педагог может на расстоянии давать задания, объяснять материал и тут же оценивать учащихся. Во время неблагоприятных природных или иных условиях дистанционное обучение не дает запустить знания.
Видео: Какие есть на сегодня формы образования