Формы организации обучения в педагогике

20.02.2014

Формы организации обучения в педагогике

Целью каждого педагога является качественное обучение учеников. Для достижения высоких результатов, необходимо знать и правильно использовать формы организации обучения в педагогике. Формы обучения, напрямую зависят от поставленных задач, содержания и методов их решения. Формы обучения в педагогике делятся на урочные (основные) и внеурочные (дополнительные).

Основные формы обучения

  • Индивидуальная. Педагог раздает самостоятельные задания, индивидуально для каждого. При составлении индивидуальных заданий, преподаватель учитывает скорость мышления, тип восприятия, объем допустимой нагрузки. Ученик не может контактировать с другими ребятами и выполняет задания, полагаясь только на свои знания. Анализируя выполненные задания, педагог будет знать, на что конкретно стоит обратить внимание ребенка.
  • Фронтальная. Педагог проводит урок с применением наглядных пособий. Использование дополнительных материалов, позволяет педагогу, более качественно подать материал и облегчить его усвоение. Такая форма обучения оптимальна для учеников с различными темпами восприятия.
  • Коллективная. Такая форма обучения подходит больше для закрепления материала. Коллективная форма охватывает всех учеников. Педагог дает ученикам определенное задание. Ученики распределяют между собой обязанности, направленные на решения поставленной задачи. Осознание своей значимости в коллективе, способствует сплочению учеников. Проведение подобных уроков имеет психологическую и социальную значимость. Ученики получают бесценный опыт работы в коллективе.

Дополнительные формы организации обучения в педагогике

Формы организации обучения в педагогике

1. Домашняя работа. Педагог на каждом уроке дает домашнее задание по пройденной теме, для закрепления и расширения знаний. Выполняя домашнее задание, ученик углубляет свои знания, знакомясь с дополнительным материалом. Правильно выполненная работа, указывает на развитую самостоятельность и ответственность ребенка. Учитель проверяет домашнее задание и в случае необходимости, составляет индивидуальные задания. Очень важно мотивировать учеников, выполнять домашнее задание самостоятельно и правильно. Эффективность домашнего задания, влияет на весь обучающий процесс.

2. Практическая работа. Значимость практических заданий схожа с домашними. Ученик, на основе своих знаний, выполняет определенную работу с использованием дополнительных теоретических и практических материалов. Ребенок применяет свою интуицию, аналитичность и креативность. В конце каждого задания необходимо сделать самостоятельно вывод. Качество выполненной работы указывает на заинтересованность ребенка в обучении.

3. Формы организации обучения в педагогикеФакультативы и кружки. Такую форму обучения дети выбирают сами, основываясь на свои предпочтения и интересы. Факультативы дополняют учебные предметы, например: математика, физика, химия, русский язык, биология и т. д. Кружки же в свою очередь, влияют на разностороннее развитие ребенка, например: прикладное искусство, театрализованная деятельность, хореография и т. д. Объединяет факультативы и кружки то, что все ученики, посещающие их, лучше учатся, ответственны и самостоятельны.

4. Экскурсия:

  • Индивидуальная. Проводиться только для одного предмета, например: посещение музеев, исторических мест, с целью получения дополнительной, углубленной информации, используемой только на уроке истории; посещение овощных теплиц, для ознакомления с видами и типами растений (биология) и т. д.
  • Комплексная. Объединяются несколько дисциплин. Например: поход на природу. География — изучение грунта и ландшафта местности. Биология — наблюдение за насекомыми, изучение растительности. Рисование — изображение пейзажа.

5. Консультация. Такая форма обучения обычно используется перед экзаменами или важными контрольными. Учащиеся могут уточнить все волнующие вопросы. Преподаватель дорабатывает темы, которые вызвали затруднение у учащихся.

Консультации могут быть индивидуальными и коллективными.

Эффективное применение форм обучения, дает ученикам возможность развиваться во всех направлениях: творческих, духовных, физических и т. д.

 Видео: Формы организации обучения в педагогике