Какие бывают отрасли педагогической науки

01.10.2014

Какие бывают отрасли педагогической науки

Для такой науки как педагогика характерно постоянное развитие, обогащение своей теоретической базы, наполнение новыми достижениями практической части. Система педагогических наук включает различные отрасли педагогической науки. Сложившаяся система и структура в педагогической науке представлена большим количеством разнообразных отраслей и разделов. Отличается постоянным совершенствованием. Рассмотрим все по порядку.

О структуре и системе педагогической науки

Какие бывают отрасли педагогической науки

Отрасли педагогической науки могут быть разными, в соответствии с поставленными задачами, а также направленностью. Так, общая педагогика относится к базовой дисциплине и занимается исследованием общих закономерностей в воспитании и обучении. В качестве основного предмета для изучения возрастной педагогики выступает воспитательный процесс, подобранный в соответствии с возрастной категорией человека.

Возрастная педагогика представлена:

  • перинатальным разделом,
  • ясельным разделом,
  • дошкольным разделом,
  • школьным разделом,
  • профессиональным разделом,
  • педагогикой высшего образования.

Следует отметить, что педагогическая наука и педагогическая практика взаимосвязаны. С недавнего времени отмечается пополнение систем педагогической науки новыми разделами. Особенное место в структуре педагогики занимает специальная педагогика, которую называют еще дефектологией или относят ее к коррекционной науке.

Четыре больших раздела представлены сурдопедагогикой, олигофренопедагогикой, тифлопедагогикой и логопедией. Предметом изучения профессиональной педагогики выступает процесс воспитания и образования, основанный на определенной сфере производства и на подготовке специалистов для определенной области деятельности человека. К примеру, это может быть производственная, военная, медицинская и другая отрасль. Немаловажное значение в структуре педагогики уделяется социальной науке. Социальная педагогическая наука призвана помогать людям, в особенности детям. Таким образом, обеспечивается правильное прохождение процесса социализации личности, также осуществляется разработка внешкольных методик, направленных на образование и воспитание.

О специальной инфраструктуре в педагогической науке

Остальные разделы представлены лечебной, семейной, гендерной методикой (занимающейся корректировкой поведения подростков в зависимости от пола), а также методикой преподавания некоторых предметов и сравнительной наукой (которая сравнивает педагогический процесс в разных странах и народах, а также выявляет лучшие стороны в зарубежных системах воспитания и образования для последующего применения их в отечественной школе).

Развитие педагогики немыслимо без применения специальной инфраструктуры в педагогической науке. Сюда следует отнести:

  • Некоторые правовые условия, отражающиеся в государственных указах и постановлениях, а также в документах. Среди главных можно отметить: Конституцию РФ, Закон об образовании РФ.
  • Ряд экономических условий, представленный наличием недвижимости, технического оборудования и транспортных средств, находящихся у педагогических организаций в собственности.
  • Кадровые условия. Подбор специалистов для решения вопросов, связанных с надлежащим образованием и воспитанием. Центром для научных учреждений выступает Российская академия образования. Среди существующих библиотек и современных информационных носителей, следует выделить библиотеку имени К.Д.Ушинского, расположенную в Москве.
  • Также не помешает отметить связь инфраструктуры педагогической науки с известными мировыми центрами, которые занимаются решением немаловажных вопросов образования. Взаимный обмен полезной информацией с некоторыми зарубежными коллегами, приносит немало пользы и позволяет использовать в своей работе только лучшие методики.