Филиал в г. Анапа
Профессионализм. Ответственность.
Престиж.
Филиал в г. Анапа
Профессионализм. Ответственность.
Престиж.
+7 (86133) 3-28-20
Федякиной Лидии Васильевны
22.02.2014
Слово «магистр» в латинском языке означает наставника, руководителя, учителя. Так именовалось обладающее определенными полномочиями лицо в Древнем Риме. В византийской истории это был высший титул состоящей на службе знати. Уже в средние века значение слова изменилось: с появлением университетов так называли преуспевших в науке, показавших отличные результаты студентов. Сейчас слово «магистр» связан с таким понятием, как магистратура. А магистратура – это второе высшее образование, так что магистрами, называют закончивших программы высшего образования или учащихся по магистерским программам студентов. В качестве примера возьмем США, где популярны магистерские программы по линии делового администрирования. Такое образование получали люди со степенью бакалавра и опытом управления.
Если вспомнить историю России, то у нас тоже существовала степень магистра, введенная в 1883 году. Она давала право на заведование кафедрой. Принятое в 1819 году положение регламентировало вопросы, связанные со сдачей экзаменов, защитой диссертации, ученой степенью. В соответствии с университетским уставом 1884 года, степень кандидата наук упразднили, ограничившись двумя – магистр и доктор наук.
По реформам высшего образования после 1917 года магистров уже не готовили, посчитав это ненужным. Но к 80-м годам прошлого века тема магистратуры снова стала актуальной. Министерство, отвечающее за науку, высшую школу и техническую политику России, своим постановлением от 10.03.1992 г. вновь вернуло подготовку бакалавров и магистров наравне с дипломированными специалистами. Это положительно отразилось на развитии вузов, расширив их возможности в повышении уровня и улучшения качества подготовки научных и профессиональных кадров. Магистратура – это второе высшее образование, которое может получить человек для удовлетворения своих культурно-образовательных интересов, с учетом потребностей экономики.
Обсуждение реформы высшего образования в начале 90-х годов показало заинтересованность представителей классических университетов к идее введения многоуровневой структуры высшего образования. Они увидели возможность осуществить классический, традиционный подход к системе университетского образования с поправкой на современность.
Такой подход, прежде всего, включает задачу по обеспечению фундаментального образования во многих областях знаний, сочетающуюся с базовым уровнем усвоения других научных дисциплин и начальной профессионализацией. Все перечисленное относится к программе подготовки бакалавров. А система по осуществлению углубленной специализированной подготовки специалистов в научно-исследовательской и педагогической сферах на основе уже существующих научно-педагогических школ относится уже магистратуре. Таким образом, бакалаврат и магистратуру следует понимать как составляющие 2-уровневой системы подготовки по выбранному направлению.
Переход на 2-уровневую систему был обусловлен присоединением России Болонскому процессу. Министры высшего образования из 29 европейских стран 19.07.1999 года подписали соглашение – Болонскую декларацию, целью которой было создание для всей Европы пространства высшего образования.
В 2003 году уже 33 страны поставили свои подписи под декларацией, и Россия тоже. Наша страна присоединилась к подписавшим Болонскую декларацию, в соответствии с которой к 2010 году должна была реализовать принципы Болонского процесса во всех вузах страны.
Введенная Болонская система позволяет свободно передвигаться обучающимся в разных странах студентам, поскольку уровни высшего образования, научные степени, полученные по результатам обучения, тождественны. Системы перезачета кредитов, модульные системы и специальное Приложение к диплому – все это действует во всех высших образовательных заведениях стран, входящих в Болонскую систему.