Предмет, функции и задачи педагогики как науки

02.10.2014

Предмет, функции и задачи педагогики как науки

Педагогика — одна из основополагающих отраслей в жизнедеятельности общества. Цели и задачи педагогики как науки — это воспитание, развитие и обучение людей, начиная с самого раннего возраста. В течение жизни мы сталкиваемся с педагогикой и в семье, и в детском саду, и в школе, и в высших учебных заведениях, и уже не являясь студентами или учениками. Учитывая важность этой области науки, далее мы рассмотрим объект, предмет, функции и задачи педагогики.

Объект педагогики

В ходе эволюции человечества складываются социальные взаимоотношения между людьми, которые помогают развитию и совершенствованию личности, а соответственно и общества. Эта разновидность взаимоотношений и является объектом педагогики.

Предмет педагогики как науки

Под предметом педагогики понимается собственно образование, то есть организованный педагогический процесс, который может проходить как в семье (когда родители учат и воспитывают детей), так и в специализированных учреждениях (когда учители/преподаватели передают знания и опыт ученикам/студентам). Педагогика изучает образовательные процессы и разрабатывает пути и способы их развития.

Функции педагогики как науки

Предмет, функции и задачи педагогики как науки

  1. Теоретическая. Это изучение, исследование педагогических процессов, опыта, закономерностей, эффективности взаимодействия учителей и учащихся. И далее, исходя из этого, создание теорий обучения для развития и совершенствования педагогики.
  2. Прогностическая. Заключается в прогнозировании течения обучающих процессов.
  3. Технологическая. Состоит в разработке педагогических материалов, таких как книги, учебники, пособия, программы, методики и т.п. Кроме того, реализация на практике теоретических разработок в обучении.

Задачи педагогики

Задачи педагогики как науки являются прямым следствием её функций. Выделяют следующие основные задачи, не вызывающие противоречий между разными авторами:

  1. анализ и пояснение сути основополагающих взаимосвязей и явлений в обучающем процессе;
  2. разработка новых концепций и методов, направленных на улучшение качества образования, повышение результативности и эффективности обучения;
  3. предвидение результатов нововведений в процессы образования;
  4. практическая реализация исследований и разработок в области педагогики.

Кроме того, немаловажным является такое понятие как педагогическая задача, то есть цель педагогической деятельности. То, чего хочет достичь педагог в своей работе, его понимание своего предмета и видение окружающего мира и уклада жизни.

Принято разделять педагогические задачи в соответствии со следующими основаниями:

  1. временные (стратегические, тактические, временные);
  2. целостность образовательно-воспитательных процессов (дидактические и воспитательные);
  3. технологичные приёмы (педагогические и функционально-педагогические).

Таким образом, мы кратко рассказали о педагогике с точки зрения науки. Стоит упомянуть также, что на практике педагогика достаточно субъективная сфера деятельности в силу человеческого фактора. Во многом эффективность и результаты процессов обучения зависят от профессиональности, настроя и таланта преподавателя/учителя, а также стремления учащихся получать знания и учиться. Более того, огромную роль в решении педагогических задач играет морально-этический и духовный уровень развития преподавателя.

В заключение, хочется пожелать всем участникам педагогических процессов понимания важности и ценности педагогики в развитии как отдельного индивида, так и общества. Кроме того, высокий уровень развития педагогики, как правило, сопровождается и развитием государства во всех областях и отраслях. Поэтому в стране, которая стремится к повышению уровня жизни своих граждан, должен осуществляться соответствующий контроль в сфере образования.