Мотивация студентов к учебе. Актуально ли?

26.02.2014

Мотивация студентов к учебе. Актуально ли?

В научной литературе можно найти изобилие трактовок к слову «мотив». Сегодня понятие можно встретить и в академической сфере. Что же собственно обозначает слово «мотив» в сфере образования? Лучше всего остановиться на объяснении А. Леонтьева. Он твердо был убежден, что такие понятия, как «цель» и «мотив» нельзя сравнивать. Они не являются однозначными. Трактует он свое мнение таким образом: мотивация студентов к учебе и цель, которую они преследуют, имеют различную психологическую природу и пути достижения.

Инвариантность мотивации

Мотивация студентов к учебе. Актуально ли?

А. Н. Леонтьев неоднозначно обращал внимание на то, что мотивирование владеет разными вариантами своего проявления. К примеру, два ученика, обладающие разными психологическими портретами, обладают одинаковым мотивом. Но каждый из них продемонстрирует его в своей практике по-разному. Можно выделить еще одну основу инвариантности: мотивация обусловливается характерными особенностями человека. Это значит, что каждый из нас выбирает разную мотивацию при достижении поставленной цели.

Если обратиться к точной формулировке этого понятия, получим такое определение: мотив – это обстоятельство, которое толкает человека на проявление активности, к рабочему процессу.

В науке учебная деятельность подростка и их факторы дифференцируются на два типа:

  • осознанная мотивация;
  • неосознанная мотивация.

Можно привести такой пример. Каждый ученик знает, что получить хорошее образование обязательно нужно. Но при этом он может категорически не понимать личностные мотивы своей учебной активности. В большинстве случаев мотивирование становится более осознанным в том случае, когда ученик ставит перед собой более узкие задачи, а также старается четко поставить перед собой цель, которую он хочет достичь. Предположим, первоклассник усердно делает все домашние задания. Мотивирует он старательное изучение материала тем, что не хочет огорчать родных плохими оценками. Но нельзя быть уверенным, что ребенок понимает, зачем домашние задание нужны.

Диагностика мотивации учебной деятельности – это довольно затруднительный процесс. Чтобы точно проанализировать человеческую природу, необходимо тщательно изучить всю иерархию мотивации. Тщательный анализ поможет превратить образовательный процесс в целостную процедуру.

Учебная мотивация

Мотивация студентов к учебе. Актуально ли?Любая человеческая деятельность отличается всевозможными мотивами. Это доказывает то, что рабочая активность может быть полимотивированной (рабочий процесс может быть обусловлен всевозможной мотивацией). Мотивация студентов к учебе отличается большим количеством типов. Поэтому для удобства ученые их систематизировали.

Отрицательная мотивация

Выражается она в том, что ученик не имеет стремления познавать новый материал. Но считает, что без образования, его ждет масса отрицательных последствий. К примеру, нежелание учиться приведет к ссорам в семье, к проблемам в школе. В итоге, он не получит высокооплачиваемую работу.

Положительная мотивация

Может определяться в двух формах:

  • Детерминация социальными стремлениями. Руководствуясь этой формой мотивации, ученик старается хорошо учиться для того, чтобы впоследствии получить образование в престижном вузе. Такая цель подразумевает под собой восприятие учебного процесса, как одну из частей важной общественной задачи.
  • Мотивация, которая не имеет отношения к решению социальных вопросов. В таком случае ученик уверен, что учиться необходимо, чтобы иметь широкий кругозор, занять достойное место в обществе.

Итак, положительная мотивация делится на две формы, которые имеют отличия. Главным признаком познавательной мотивации есть тот факт, что она относится к обучению. В свою очередь, социальные мотивы не имеют отношения к учебному процессу. Основная цель ученика заключается в налаженной социальной связи.

Видео: Мотивация студентов к учебе. Актуально ли?