Мотивы учебной деятельности

15.02.2014

Мотивы учебной деятельности

На сегодняшний день, весьма важной и незаменимой составляющей учебного процесса является грамотно проработанная учебная деятельность. Мотивы учебной деятельности представляют собой стремление добиться максимальной эффективности в сфере образования. Во внешней структуре учебной деятельности можно выделить несколько составляющих, к которым относятся учебные задачи и ситуации. Для этого должны существовать следующие элементы:

  • проблема;
  • мотив;
  • понятие и осознание проблем и мотивов учащимися;
  • направленные на решение возникших задач учебные действия;
  • контроль – сравнение полученного результата с определенными образцами;
  • оценка – определение качества конечного показателя с целью планирования и осуществления мотивации учебной деятельности.

Мотивы учебной деятельности

Учебную деятельность можно охарактеризовать как интеллектуальную, чему способствует наличие в ней таких составляющих как детально составленный план, мотивы учебной деятельности, исполнение и контроль.

Учебная задача

Как правило, в качестве учебной задачи выступает обыкновенное учебное задание. В своем составе оно имеет такой важный и незаменимый аспект как главная цель. Но для её верного достижения следует учитывать условия, при которых выполняется данное задание, потому как по своей структуре учебная деятельность исключает понятие абстракции. Также учебная деятельность может быть представлена в виде определенной программы учебных задач, оговоренная конкретными условиями и подразумевающая определенные действия. Таким образом, учебную задачу можно обозначить как совокупность информации об изучаемом объекте или процессе, состоящую из двух частей – доподлинно известные сведения (как правило, меньшая часть) и сведения, которые необходимо вычислить путем применения знаний, полученных в процессе учебной деятельности, и собственных догадок. В ходе объединения имеющихся навыков и возникших домыслов учащийся должен определить лучшие пути решения текущей задачи.

Оценка и контроль

Помимо этого, весомое место в структуре учебной деятельности занимают оценка и контроль, потому как при наличии данных элементов каждое учебное действие можно считать регулируемым. Контроль можно считать совокупностью таких основополагающих звеньев как:

  • образ ожидаемого результата;
  • проведение процедуры анализа на соответствие ожидаемых результатов полученным;
  • формирование решения о необходимости корректировки или продолжения деятельности.

Мотивы учебной деятельностиПроявление самоконтроля в процессе учебной деятельности осуществляется в процессе прохождения учащимся четырех стадий:

  • самоконтроль сведен к нулю по причине того, что учащимся не был изучен и усвоен никакой учебный материал, соответственно нечего контролировать;
  • проявление полного самоконтроля, когда учащийся самостоятельно проявляется способность воспроизводить изученный материал;
  • стадия самоконтроля, собственноручно выбранная учащимся, т.е. он контролирует себя сам по самостоятельно выбранным вопросам. В этот момент возрастает мотивация учебной деятельности студентов;
  • полное отсутствие внешнего контроля и менее видимый самоконтроль по причине его осуществления автоматически на основании прежнего опыта учащегося.

Психологическая структура учебной деятельности

Также в понятие учебной деятельности входит такое определение, как «психологическая структура учебной деятельности», которое сегодня подразумевает взаимосвязь важных в обучении качеств. Тем не менее, на сегодняшний день определение психологической структуры учебной деятельности и её влияние на мотивы учебной деятельности является предметом споров и пересечения различных теорий и мнений.

Видео: Мотивы учебной деятельности