Как устроена система образования в РФ

01.10.2014

Как устроена система образования в РФ

Российская система образования является федеральной и централизованной. В целом, система образования в РФ схожа с немецким вариантом. Но есть и некоторые отличия.

Составляющие нашей системы образования

Рассматриваемая образовательная система состоит из нескольких значимых элементов:

  • дошкольное образование;
  • начальная школа;
  • неполное среднее общее образование;
  • полное среднее образование (вариант – производственно-техническое образование);
  • высшее образование.

Дошкольное образование

Этот этап достаточно условен. Он не является обязательным. Начинать посещение дошкольных учреждений можно с полутора лет. Родители ребят водят в детские сады по желанию. В этих учреждениях прививаются основные навыки самообслуживания, даются начальные знания о мире. Специалисты занимаются развитием физических, творческих способностей малышей. 6-леток готовят к школе.

Начальная школа

Как устроена система образования в РФ

Минимальный возраст зачисления ребенка в школу — 6, 5 лет. Обучение в начальной школе оканчивается в 10 – 11 лет. На этом этапе ребенок обучается чтению, письму, начальной грамоте, навыкам счета и решению задач. Также повсеместно преподаются иностранный язык, окружающий мир, физическая культура и предметы из цикла «Искусство». Кроме того, в каждом учебном заведении есть свой уникальный набор преподаваемых дисциплин. На этом этапе в России можно учиться в гимназиях, в лицеях, в этом принципиальная разница с Германией.

Неполное среднее общее образование

Это обучение детей с 5 по 9 класс, включительно. По окончании 9 класса, обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию по двум предметам в обязательном порядке. Еще два они выбирают сами из перечня. Успешно сдавшие получают документ о получении неполного среднего общего образования. С этим документом они могут пойти в 10 класс, а могут – в среднее специальное учебное заведение (техникум, колледж). Выпускники, имеющие низкий средний балл в аттестате, могут продолжить обучение в профтехучилищах, где ведется подготовка по разным рабочим специальностям.

Полное среднее образование

Такое образование имеют выпускники 11 классов школ, лицеев, гимназий. Аттестат, полученный ими после прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ, дает право на поступление в вузы и сузы на основании количества баллов, набранных на ЕГЭ. Таким же правом наделены выпускники профтехучилищ (производственно-техническое образование). В Германии такой возможности нет.

Высшее образование

Эта ступень приводит к получению степени бакалавра или диплома специалиста. Затем можно продолжить обучение в магистратуре.

«Благодаря реформе 1992 года, система образования в РФ приняла именно такой облик.»

Вторым значимым документом для высшего образования (1996 года) определены этапы получения высшего образования:

  • неполное высшее (после 2-х лет обучения) – первый этап;
  • бакалавр, т.е. базовое высшее (4 года) – второй этап;
  • специалист (5 лет) – третий этап;
  • магистр (6 лет) – третий этап.

Бакалавры прошли полную необходимую подготовку по своей специальности в течение 4 лет. Они имеют необходимую квалификацию, комплекс знаний по своей специальности, определенные знания для самореализации. Они вправе занимать все соответствующие должности, где надо иметь высшее образование. Если бакалавр отучился еще один год, то он считается специалистом. Если бакалавр дополнительно проучился 2 года и защитил магистерскую диссертацию, то его уровень становится еще более высоким (магистр).

Система непрерывного образования

В связи с социальным заказом современная система образования должна строиться на непрерывной основе. Она предполагает постоянное повышение уровня знаний, квалификации, которые так необходимы в нашем быстро меняющемся мире. Непрерывное образование становится элементом пожизненного совершенствования человека, его знаний, умений, навыков. Пока эта система нуждается в доработке и дополнениях. Изменения в системе непрерывного образования должны коснуться самого человека, поставить его запросы и потребности в центр внимания.