Технологии профессионального образования: понятие, виды

02.10.2014

Технологии профессионального образования: понятие, виды

Изначально понятие «технология» использовалось исключительно в производственной сфере. Тем не менее, со временем оно плавно перекочевало и в педагогику и сейчас технологии профессионального образования занимают невероятно важное место в учёбе. Возможно наиболее старейшая педагогическая технология российских авторов датируется еще концом XIX столетия, что является свидетельством их важности в образовательных процессах.

Педагогические технологии, что это

Педагогическими технологиями является совокупность специальных приёмов или методов, используемых педагогом в процессе обучения ради максимизации эффективности собственной деятельности и достижения оптимальных результатов от взаимодействия с обучаемыми индивидами. Как правило, каждая педагогическая технология может видоизменяться зависимо от навыков и опыта практикующего её педагога, тем не менее, возможно и полное следование рекомендациям разработчика технологии. Специальные учреждения профессионального образования, которые занимаются подготовкой будущих педагогов, сейчас уделяют немалое внимание преподаванию основных педагогических технологий.

Выделяют следующие технологии профессионального образования зависимо от деятельности преподавателя и учеников:

  • технологии организации общения;
  • организации познавательной деятельности;
  • прогностической и диагностической деятельности;
  • инновационной деятельности;
  • организации воспитательного дела.

Виды технологий

Технологии профессионального образования: понятие, виды

Технологии организации общения – технологии, включающие приёмы направленные на развитие взаимодействия педагога и учеников с целью создания качественных условий процесса обучения. Организация познавательной деятельности включает технологии, направленные на поддержание необходимой мотивации учеников, развития познавательных навыков учеников. Прогностическая и диагностическая деятельность использует технологии, направленные на развитие навыков самого педагога касательно планирования и формирования грамотных прогнозов результатов процесса обучения. Технологии инновационной деятельности обычно направлены на самостоятельное развитие педагогом существующих программ и подходов во время обучения. Организация воспитательного дела использует технологии, направленные на максимальное развитие возможностей учеников.

Зависимо от структуры педагогических технологий выделяют следующие:

  • процессуальная;
  • формирующая;
  • развивающая.

Процессуальная педагогическая технология характеризуется последовательным отражением педагогического плана достижения поставленной образовательной цели. При этом весь процесс обучения делится на отдельные этапы, которые поочерёдно реализуются педагогом. Поскольку каждый образовательный этап имеет чёткие рамки, есть возможность прогноза общего времени, за которое будет достигнут нужный результат.

Формирующая технология отличается тем, что все этапы обучения не являются регламентированными по времени, строгая временная последовательность отсутствует. Развивающие технологии в отличие от других сами являются составной частью основного образовательного процесса и не имеют как такового финального результата, который необходимо достичь. Основным является подготовка учеников к дальнейшему образованию и обучению по иным направлениям.

Зависимо от того, насколько технологии охватывают структуры педагогической системы выделяют:

  • микроструктуры;
  • мезотехнологии;
  • макротехнологии;
  • метатехнологии.

Микроструктурами являются технологии организации отдельного урока или занятия. Мезотехнологии – технологии, направленные на изменения в отдельном образовательном уровне (например, начальном или среднем уровне). Макротехнологии влияют на образование уже в отдельной отрасли, а метатехнологии влияют уже на всю имеющуюся систему образования.

«Использование специльных технологий в образовании делают процесс обучения более контролируемым и прогнозированным, позволяет получать более высокие результаты. Специальное педагогическое образование позволяет преподавателю лучше работать с различными технологиями в процессе обучения учеников»

Педагогические технологии крайне важны в успешном образовании и то, насколько профессионально педагогическое образование, полученное преподавателем, во многом влияет на результаты обучения его учеников.